В ходе пресс-конференции по теме: «Кризис авиационной
отрасли: можно ли спасти украинское небо от банкротства?» глава Ассоциации
предприятий авиационной отрасли Украины Николай Марченко озвучил позицию
общественной организации по кадровому вопросу: «Не допустить назначения нового
руководителя отрасли, исходя из политической или корпоративной
заинтересованности».
Комментируя тему увольнения главы Госавиаслужбы от 4 сентября,
президент одной из национальных авиакомпаний Родриг
Мерхеж подчеркнул, что лоббистская деятельность Д. Антонюка
была возможна только при определенном покровительстве: «Речь идет
непосредственно о господине Яценюке, - не секрет, никому в Украине, что лично
он «крышевал» эту всю схему и (уволить Антонюка) удалось лишь после подключения
господина Саакашвили… Это стало возможным, поскольку ситуация касается не
только нас как перевозчиков, а всего украинского народа», - сказал глава авиакомпании Um Air
Р. Мерхеж.
Он также акцентировал внимание на сдаче в аренду сроком на
10 лет авиакомпании МАУ ангарного комплекса в аэропорту Борисполь -
единственного в стране предназначенного для поддержания летной годности ВС. «Такая
ситуация приводит к монопольной зависимости всех эксплуатантов (и даже
Президента Украины) от ФПГ. Это стало возможным только потому, что «условия
конкурса были сформированы под авиакомпанию МАУ», - утверждает глава Um Air. Он
также спрогнозировал: «Если не будут предприняты срочные действия со стороны
руководства страны, терминал D также будет передан МАУ».
Глава национальной авиакомпании также коснулся вопроса
безопасности не только пассажиров, но и первого лица страны: «Самолет
Президента заправляется топливом этой же группы; заходит в ангар под
управлением этой же группы; вылетает из аэропорта, где руководство принадлежит
этой же группе. Они знают все, что делает Президент и могут повлиять на этот
процесс, в том числе и по линии безопасности».
Летный директор авиакомпании «Хорс» Алексей Овчинников
напомнил: «На круглом столе в Антимонопольном комитете представитель
авиакомпании Wizz Air сказал открыто, что правовая неурегулированность в выдаче
назначений на международные рейсы также является одной из причин, почему было
принято решение, что Wizz Air уходит с Украины».
Анализируя состояние авиаотрасли на данном этапе, эксперты
Ассоциации сделали неутешительные выводы и предложили шаги по урегулированию
ситуации.
«Отрасль подошла к
режиму сваливания, - используя летную лексику, обозначил ситуацию национального
авиарынка глава Ассоциации авиапредприятий Н. Марченко. - Мы не допустим срыва
в штопор всей отрасли, ради меркантильных интересов псевдопатриотов».
Должность главы Госавиаслужбы должен занять «авторитет в
авиационной семье Украины, опытный специалист в системе государственного
управления и безопасности, равноудаленный от политических партий, олигархов и
бизнеса, работающих на них. Отсутствие личного и семейного бизнеса в отрасли»,
- подчеркнул Н. Марченко, который сам занимал эту должность в кризисные 90-тые.
Члены Ассоциации считают, что задачи нового,
профессионального и незаангажированного главы Госавиаслужбы непосредственно
связаны со спасением отрасли. Поэтому в кратчайшие сроки необходимо:
Ликвидировать нарушение стандартов ИКАО на уровне
исполнительной власти в вопросах безопасности авиации Украины.
Провести анализ и обеспечить безусловное выполнение
требований Указа Президента от 04.09.2015 № 535/2015 «Про заходи щодо захисту
національних інтересів України в галузі авіації» (решение СНБО от 20.07.2015) и
конкретно:
1) адаптировать законодательство Украины к законодательству
ЕС в сфере авиационного транспорта;
2) подготовить законодательную базу для принятия решений:
- создание национальной комиссии по надзору за безопасностью
на транспорте;
- по принятию новой общегосударственной программы
авиационной безопасности Украины;
- подготовить изменения в ВК Украины по вопросу
государственного регулирования доступа эксплуатантов к авиационному рынку.
«Времени на спасение отрасли осталось крайне мало», -
предупредил глава Ассоциации предприятий авиационной отрасли Украины.
Ассоциация предприятий авиационной отрасли Украины -
национальная организация, созданная в 2014 году, которая объединила подавляющее
большинство предприятий национальной авиационной отрасли, обеспечивающие
авиационные перевозки и обслуживание в авиационной отрасли (в частности
авиакомпании и аэропорты).
Ассоциация предприятий авиационной отрасли действует на
основе Конституции и законодательства Украины, занимается соблюдением
законодательных норм профильной деятельности всеми участниками национального
рынка. Призвана обеспечивать высокий уровень авиаперевозок на основе свободной
конкуренции и приведения отрасли в соответствие с требованиями ЕС. Нацелена на
подписание договора об общем авиационном пространстве с Европейским Союзом.